ВОСПОМИНАНИЯ О ПОЮЩЕМ РАББИ

Осенью 1989 года я работал фотографом в институте «Спецпроектреставрация» в юсуповских корпусах на Декабристов, 21. А рядом, на фасаде консерватории, вывесили афишу о концертах «поющего раввина» Шломо Карлебаха из Соединенных Штатов Америки. Афиша, правда, называлась очень смешно — по-советски: «Звезды еврейской эстрады». Есть эта фотография с улыбкой старушки на переднем плане. Услышал я о Карлебахе впервые. Пошел с фотоаппаратурой на первый концерт — и был очарован. Очарован обаянием и искусством рабби и его музыкантов, очарован редкой атмосферой «единого дыхания» исполнителей и зрительного зала. И я увлеченно снимал эти вспыхнувшие эмоциями лица, эти движения рук и тел, сопровождавшие каждый номер, каждый куплет, каждый звук!

Мне повезло — первый концерт снимали и телевидение, и кино, а я, смешавшись с аккредитованными операторами, свободно ходил по залу, сцене, за кулисами. Решил непременно продолжить съемки и на следующих концертах. Назавтра принес с собой готовые фотографии и, когда у меня спросили разрешение на съемку, показал вчерашние фотографии (выбрал, конечно, самые удачные) — и стал уже своим человеком, познакомился с рабби и со всей его группой. Так и снимал до самого конца гастролей.

После концертов музыканты и зрители во главе с рабби Шломо толпой, с разговорами и песнями, шли в синагогу, где общение продолжалось. После десятилетий советского холода все это было похоже на начинающийся рай…

Обменялись мы с рабби и музыкантами визитками и распрощались — до встречи в Нью-Йорке. Так получилось, что в середине декабря того же 1989 года я поплыл в Америку — в гости к своим друзьям. Заранее напечатал и оформил фотографии концертных съемок в картонные паспарту. Доснял еще кое-какие виды города и Хоральной синагоги. Получилась большая выставка — «Шломо Карлебах в Ленинграде». С трудом провез фотографии в Штаты. Созвонился с рабби Шломо и развесил выставку у него в синагоге на 79-й улице Вест-Сайда. Был уже конец февраля 1990 года. Фотографии все раскупили…

Находясь в Нью-Йорке, я несколько раз приезжал в эту замечательную синагогу. В субботу на трапезе сидел рядом с рабби на самом почетном месте. Шломо подарил мне свою черную бархатную расшитую бисером кипу. Прихожане выказывали мне свою любовь и уважение.

Вот так мне посчастливилось познакомиться с замечательным музыкантом и очень теплым человеком — «поющим раввином» Шломо Карлебахом. А благодаря моей профессии, не только познакомиться, но и запечатлеть его для истории. Благодарен за это судьбе…

Репортаж мой о тех давних концертах (21 год прошел!) в России никто не видел. Спасибо Еврейскому общинному центру Санкт-Петербурга — за предоставленную мне возможность вспомнить об этих встречах и рассказать о них сегодняшним зрителям. Новая выставка не является точным повторением нью-йоркской экспозиции 1990 года. Отобраны многие не использованные ранее негативы, компьютерная обработка позволила расставить новые акценты.

Шломо Карлебах умер в 1994 году во время гастролей в Канаде. Было ему всего 69 лет — сердечный приступ… В этом году рабби исполнилось бы 85…

Октябрь 2010 г., Юрий Алейников

 

Съемка производилась 21 и 22 сентября, 1989 г.

1 выставка: 1990 г. Нью-Йорк, Вест-Сайд, 79 (Манхеттен), синагога Карлебаха. Вся выставка была распродана.

2 выставка: сентябрь 2010, Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, 3, Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга.

 

Shlomo 21.9.89-111 30x45 Shlomo 21.9.89-096 30x40 Shlomo 21.9.89-100 30x40 Shlomo 21.9.89-058 30x45_1 Shlomo 21.9.89-001 30x45 Shlomo 21.9.89-103 30x40
Shlomo 21.9.89-116 30x40 Shlomo 21.9.89-023 30x45 Shlomo 21.9.89-059 30x40_1 Shlomo 21.9.89-021 30x45 Shlomo 22.9.89-149 30x45 Shlomo 21.9.89-038 30x45
Shlomo 21.9.89-011 30x40 Shlomo 21.9.89-071 30x45 Shlomo 21.9.89-087 30x40 Shlomo 21.9.89-091 30x45_1 Shlomo 21.9.89-092 30x45 Shlomo 21.9.89-103 30x40
Shlomo 21.9.89-104 30x45 Shlomo 21.9.89-112 30x45 Shlomo 21.9.89-118 30x40 Shlomo 21.9.89-127 30x40 Shlomo 22.9.89-170 30x45 Shlomo 22.9.89-153 30x45
Shlomo 22.9.89-204 30x45 Shlomo 21.9.89-039 30x45 Shlomo 22.9.89-200 30x45 Shlomo 22.9.89-191 30x45_1 Shlomo 22.9.89-199 30x40 Shlomo 22.9.89-175 30x45
Shlomo 22.9.89-166 30x45 Shlomo 22.9.89-151 30x45 Shlomo 22.9.89-149 30x45 Shlomo 21.9.89-069 30x45 Shlomo 21.9.89-039 30x45
Shlomo 21.9.89-009 30x40

 

Репортажи: 07.10.2010 София Гвирц «Тен симха лэ ам Исраэль» – «Дай радость народу Израиля»
 

В Еврейском Общинном Центре проходит выставка замечательного петербургского фотографа Юрия Абрамовича Алейникова, посвященная гастрольному туру «поющего рабби» – Шломо Карлебаха, выступавшего в Ленинграде в 1989 году

20 октября 2010 года исполнится 16 лет с тех пор, как ушел из жизни Шломо Карлебах, «поющий рабби», один из самых популярных авторов и исполнителей хасидских песен в мире. Рав Шломо часто повторял: «С печалью тяжело идти по жизни, в радости человек танцует и поёт, я ненавижу печаль, даже когда я грустен – я радостен».
Шломо Карлебах родился в Берлине, в 1925 г. в семье, принадлежащей к одной из старейших раввинских династий в Германии (документально зафиксировано 18 поколений этой семьи, посвятивших себя Б-гу). С самого раннего детства маленький Шломо уже изучал Тору и Талмуд. Когда мальчику исполнилось 8 лет, его семья вынуждена была бежать от зарождавшегося в Германии фашизма сначала в Австрию, а накануне Второй мировой войны – в Америку. В 1949 году произошла судьбоносная встреча молодого хасида Карлебаха с Любавическим ребе. «Он дал мне новую душу. Я вдруг почувствовал ответственность за каждого еврея. С его благословения я отправился искать еврейские души – рассыпанные по свету искры», – рассказывал Шломо Карлебах.
В середине шестидесятых, когда Шломо Карлебах только начинал писать свои песни, в Америке готовилась демонстрация в защиту советских евреев. Его попросили сочинить к этому событию песню. Так родилась песня «Ам Исраэль хай» – «Народ Израиля жив». Одна из самых популярных израильских песен, которую все считают народной. Так путь Шломо был определен. За сорок лет более тысячи его песен разлетелись по свету и обрели собственную жизнь. «Еврей всегда находится на пути в Иерусалим, – говорил Карлебах. – Нет такой боли в мире, которая заставила бы меня забыть Иерусалим. И нет такой радости, которая бы заставила меня забыть Иерусалим». Вы спрашиваете, почему я танцую, так я отвечу: это душа моя рвётся вверх, а тело — тяжёлое бренное тело — тянет её к земле, не даёт взлететь». Но в 1994 году душа всё-таки победила тело, это произошло очень символично, в самолете, совершавшем полет в Канаду. Шломо Карлебах так и не допел свою последнюю песню о милости Б-жьей и народе Израиля.
Вклад реба Шломеле в еврейскую культуру нельзя переоценить. Особенно, учитывая то непростое время и условия, в которых приходилось творить. Впервые в Москву Карлебах приехал в 1970 году, когда сделать это ортодоксальному еврею, а тем более раввину, было практически невозможно. В условиях советского режима и политической пропаганды он организовал празднование Симхат-Торы в самом центре Москвы, в московской Хоральной синагоге, той самой, которая «на горке». Слух о приезде «поющего ребе» облетел все еврейские дома Москвы. Тысячи людей, преодолев страх, впервые в жизни пришли к синагоге на еврейский праздник.
Ребе пел всю ночь, и вместе с ним до восхода солнца пели и танцевали у синагоги советские евреи. Над Москвой, может быть, впервые в истории, звучали такие песни Карлебаха, как «Ам Исраэль хай», «Исраэль, Исраэль». Так же тепло и сердечно встречали «поющего рабби» в 1989 году, во время второго гастрольного тура Шломо Карлебаха в СССР.
Именно этому событию посвящена выставка замечательного петербургского фотографа, Юрия Абрамовича Алейникова, которая открылась недавно в Еврейском Общинном Центре ( ул. Рубинштейна, 3) и будет находиться там до 25 октября 2010 года. На ней представлены фотографии с концертов Карлебаха, прошедших осенью 1989 г. в Ленинграде. Репортаж с тех далеких концертов в России ещё никто не видел, так как выставка проходила в Нью-Йоркской синагоге на 79 str. West-Side в 1990 году, после чего частично была представлена в Лос-Анджелесе. Автор работ был лично знаком со Шломо Карлебахом и даже получил в дар его расшитую бисером чёрную бархатную кипу.
Фотографии, представленные на выставке, уникальны не только тем, что на них можно увидеть знаменитого «поющего раввина». Они отражают дух того времени. На них лица, которых мы больше никогда увидим на улице, взгляды людей, не затуманенные мыслями о глобальном финансовом кризисе, несмотря на то, что денег тогда тоже не было ни у кого. Просто люди были чище, светлее что ли. С фотографий смотрят на нас смешные девочки в неизменных клетчатых платьицах, лохматые и очень добрые хиппи, красивые и простые, не знавшие новомодного слова «гламур» еврейские девушки, пожилые тётушки в роговых очках и, конечно он, веселый Шломо, поющий о Б-ге и своем народе.